Основная образовательная программа начального общего образования разработана инициативной группой администрации и учителей начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ВЫСОКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 1 в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.)
В основе образовательной деятельности лежит УМК «Школа России».
Особенности УМК « Школа России».
«Школа России»- учебно – методический комплект, основанный на лучших педагогических традициях. Данный УМК соответствует системно – деятельностному подходу, выдвинутому в стандарте второго поколения в качестве основного: некоторые аспекты сформированности внутренней позиции детей по отношению к школе, мотивация к обучению и такие качества личности, как самоопределение и смысла образования. Авторы УМК ориентируют на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Немаловажную роль в эффективной реализации учителем замыслов авторского коллектива играет полнота комплекта: учебник, дидактические материалы, тетради для учащихся и методические рекомендации.
УМК «Школа России» предусматривает возможность реализации принципа преемственности в обучении в школе I и II ступеней. Данный УМК обеспечивает преемственные линии в содержании обучения и формах организации деятельности учащихся, соответствует современным требованиям к качеству и задачам обучения младших школьников.
Особым достоинством учебников этого комплекта является их содержание. Темы уроков содействуют формированию светлого философского отношения к жизни, духовному развитию школьников, способствуют воспитанию патриотического, гражданского начала на основе привития любви к родной земле.
При структурировании содержания УМК предусмотрены широкие возможности для реализации личностно – ориентированного и деятельностного подходов, проявляемых в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их развития и воспитания.
Целью реализации ООП начального общего образования является обеспечение планируемых результатов ФГОС второго поколения.
Принципы, положенные в основу ООП, базирующейся на системе обучения «Школа России»:
– Принцип непрерывности общего развития каждого ребенка, в условиях обучения предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие ребёнка.
– Принцип целостности образа мира связан с отбором метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознан ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
– Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни , умение работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации), умений работать в сотрудничестве ( в малой и большой учебных группах ), в разном качестве; способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).
–Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, возможности вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить базовый программный материал , но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания.
– Принцип прочности и наглядности должен реализоваться через конкретное наблюдение прийти к постижению закономерности затем от усвоенной закономерности к способу решения конкретной учебной или практической задачи. Принцип прочности зависит от разноуровневого по глубине и трудности содержания учебных заданий. Должна быть продуманная система повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу).
– Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предусматривается создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика , динамические паузы, экскурсии в природу.
В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования в МОУ -Воздвиженская школа осуществляется решение следующих задач:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, а именно: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
- развитие эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.
Реализуются в процессе обучения и во время проведения внеурочных занятий, а так же в активном участии в различного рода конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Цели и задачи программы:
- всестороннее развитие личности, непрерывное развитие каждого ребенка;
- развитие практической направленности, учет индивидуальных возможностей каждого;
- воспитание нравственных и эстетических чувств (духовно-нравственное воспитание);
- воспитание школьников, как граждан России (гражданственность и патриотизм);
- обеспечение глобально-ориентированного и эко-адекватного образования.
представление обучающимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы и искусства;
обеспечение оптимального общего развития каждого ребёнка.
Цели и задачи образовательного учреждения:
формирование основ творческой и исследовательской деятельности в различных областях;
формирование начальных умений выбора индивидуального образовательного маршрута.
Основная программа предусматривает достижение:
личностных результатов: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность познавательной мотивации, личностных качеств (умение выбрать индивидуальный маршрут обучения, самообучение, самооценка, самосовершенствование, информационная компетентность, гражданственность, патриотизм, доброта, ответственность и др.). Выработку ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетентности (сотрудничество, взаимопонимание, толерантность).
метапредметных результатов: сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетентностями (образовательная, коммуникативная, информационная, социальная, толерантность), составляющими основу умения учиться и межпредметными представлениями и понятиями (в том числе: сравнения, анализ, обобщение, классификации).
предметных результатов: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечит:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- преемственность дошкольного, начального, общего;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В основе реализации УМК «Школа России» лежит применение инновационных технологий: игровых (технология имитационного моделирования), коммуникативных и исследовательских (проблемно – поисковые методы, проекты).
Участники образовательного процесса.
Обучающиеся, педагогические работники ОУ, родители (законные представители) обучающихся, общественные организации и Управляющий совет МОУ- ВЫСОКОВСКОЙ СОШ.
Общая характеристика образовательной программы:
проектная, с привлечением к разработке родителей обучающихся, общественности. Образовательная программа предусматривает широкое использование информационных коммуникативных технологий, технологии здоровьесберегающего обучения, а также включение обучающихся в деятельность по изменению окружающей среды.
Модель выпускника начальной школы
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир
- владеющий основами умения учиться
- любящий родной край и свою страну
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказать своё мнение
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Документы: